eng  rus 
 
Страсти на манеже
В следующем 2010 году исполнится 40 лет, как на казахстанском манеже состоялось первое отечественное представление. Сейчас в Казахстане насчитывается три государственных цирка. Но в каком состоянии они подходят к сорокалетию циркового искусства в нашей стране, возможно ли существование казахстанских независимых трупп и может ли наш цирк быть рентабельным?
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №8 (8) 2009

Цирк – искусство, к которому в Советском Союзе в народе было предвзятое отношение, как к чему-то детскому и несерьезному. Тем не менее цирк был солидным элементом престижа СССР, таким же реальным брендом, как русский балет. Именно благодаря таланту артистов и оригинальным номерам, которые могли котироваться на международном рынке, московские цирки, такие как на Цветном бульваре, на Вернадского, и по нынешний день конкурентоспособны на Западе. Хотя и у российского цирка тоже были не лучшие времена, но менеджерам, руководителям удалось вернуть бывший статус русского цирка как одного из значимых в мире. Сейчас, к примеру, Максим Никулин, художественный руководитель Цирка на Цветном бульваре, утверждает, что любой цирк может быть рентабельным, а свой называет прибыльным. Выручка за один вечер в его цирке составляет 4,5 тысячи долларов, не считая продажи различных цирковых сувениров. Прибыль цирк инвестирует сам в себя: на ремонт здания, покупку самого современного свето-звукового оборудования, в постановку программ. На запуск новой программы Цирк на Цветном бульваре тратит где-то 60 тысяч долларов. За год только в постановки инвестируется 350 тысяч. Но самое главное, наверное, то, что в России имеется цирковая школа, воспитывающая конкурентоспособных учеников. В любой цирковой шоу-программе мира 80 процентов артистов – это русские и китайцы.

У казахстанского цирка тоже есть свои традиции – у нас сильная школа подготовки наездников. Цирковая джигитовка – это синтез театра, акробатики и конных трюков. Современная джигитовка родилась из древних персидских, сакских, сарматских, тюркских и монгольских боевых приемов. Кстати, джигитовке не учат больше нигде в мире, кроме как в странах бывшего Союза. В этом направлении пробовали работать в Болгарии, пытались сделать номер и в Китае, но у них ничего не получилось, потому что, как говорят цирковые, у них нет традиции, нет чувства лошади. Своеобразной визитной карточкой нашего цирка сегодня называют конные номера в постановке Жайдарбека Кунгужинова. Кунгужиновы – целая династия наездников. Они с успехом гастролируют, некоторое время работали за рубежом. Представитель еще одной казахстанской династии джигитов Канат Чалабаев уже более 15 лет работает в самом большом американском цирке «Рингбарнум». Там же Канат получил звание лучшего наездника мира. Он исполняет сложнейшие трюки – стойку на руках на мчащемся по кругу жеребце, двойное сальто в воздухе и «приземление» на скачущую без седла лошадь.

Сегодня Казахстан пытается вернуть артистов, разъехавшихся по самым лучшим циркам мира, но, к сожалению, кроме званий пока ничего не предлагает. Например, семья Мутургановых является обладателями самых престижных мировых регалий. Мурата Мутурганова в 1990 году в Вероне на Международном детском фестивале циркового искусства признали самым юным клоуном в мире. Его отец Карим, имея хорошее образование и опыт работы клоуном в цирке, вложил все свои знания в сына и дочь. Со своим шоу «Мутурганчики» они выступали на европейских и московских аренах. Мурату в его 22 года дали звание «Заслуженный деятель РК», после того «как родина позвала», Мурат и его сестра Карина вернулись в Казахстан. «Когда я два года назад получил высокое звание за подписью самого президента, – вспоминает Мурат, – то подумал, что надо возвращаться на родину и сделать что-нибудь хорошее для своей страны».

Однако, можно сказать, вернулись они в никуда: в цирке работу им не предлагают, да и потом вряд ли Мурата устроит цирковая зарплата после европейских заработков, жилья своего тоже нет, поэтому молодые циркачи вынуждены снимать квартиру.

Их программа «Мутурганчики» – очень яркое позитивное шоу, смесь всех цирковых оригинальных жанров. «В Казахстане хорошо развито фольклорное искусство, а вот оригинальные жанры – слабовато. Поэтому в нашем шоу мы показываем все их разнообразие: степ, фокусы, езду на моноциклах, жонглирование, акробатику, эквилибристику и так далее», – рассказывает Мурат. Но связующей нитью для всех жанров становится клоунада. Мурат рассказывает, что, к сожалению, клоунада в странах СНГ сейчас в плохом состоянии. Изменился и стиль выступлений. На Западе клоуны всегда общаются с публикой в интерактивном режиме, но вместе с тем они показывают и большое актерское мастерство. А у нас иногда считают, что можно обойтись без него, достаточно вытащить человека на манеж, поиграть с ним, возможно, даже поставить в неудобное положение, и будет очень смешно. Этот жанр опошлен сейчас до предела. Мало какой родитель одобрит намерение сына стать клоуном. «Мы мечтаем провезти нашу программу по всему Казахстану, а также создать свое театрально-цирковое шоу с другими артистами. Но все, к сожалению, упирается в деньги. Сейчас артисты вынуждены перебиваться случайными заработками, просто выживать. Самое ужасное, что нет стабильности. Но я живу мечтой, что такое шоу у нас будет» – говорит Мурат.

Казалось бы, что с 2006 года, когда начал свою работу Столичный цирк города Астана, цирковое искусство могло выйти на новый уровень. За три года была создана приличная программа, но цирк не обрел еще свое имя, свой статус. Молодых людей в труппу набирали по всему Казахстану: из Астаны, Костаная, Шымкента, Караганды. «Летающая тарелка», как называют Столичный цирк в народе, переманила не мало творческих сил и из Алматы. Были созданы условия для профессионального роста и материальная заинтересованность. Так, руководство астанинского цирка решило, что в репертуаре необходимы номера дрессировки, причем задумали начать не с каких-нибудь пуделей, а сразу со львов. В Гуанчжоу было закуплено десять африканских львят. При тех миллиардных оборотах, что имеет гуанчжоуский парк, деньги, которые им предлагали казахстанцы, оказались копейками. Но китайцев удалось заинтересовать взаимовыгодным проектом: они поставляют нам львов или тигров, а казахстанский цирк будет поставлять наших артистов и принимать у себя китайских. Своих дрессировщиков львов в Казахстане нет, поэтому руководство цирка было вынуждено обратиться в Росцирккомпанию, чтобы те подобрали дрессировщика, который будет обучать нашего – Мурата Асильбаева. Мурат – руководитель летающих акробатов на качелях – будет осваивать вторую профессию.

Но свои укротители у нас тоже есть – ведущий дрессировщик Казахстана Салмурбек Урманбетов поставил оригинальный номер с верблюдами, который был высоко оценен в цирковом сообществе.

Отдельные артисты нашего цирка пользуются огромной популярностью в разных странах мира. Например, воздушная гимнастка Наталья Румянцева проработала несколько сезонов в Японии. Казахстанский жонглер, мастер велосипедных трюков Павел Полистовский вошел в двадцатку лучших представителей циркового искусства в мире. Артист работал в Польше, Швеции, Китае, Южной Корее, США. «Творческий рост цирка будет только тогда, когда будет конкуренция. Для этого должна быть частная структура, как на Западе, – делится Павел. – Сейчас цирковое искусство терпит кризис, люди, в общем, перестали посещать цирки. Поэтому профессия должна трансформироваться. Цирк все равно полностью не исчезнет, всегда будет нужен хороший или плохой клоун, который придет на день рождения, покажет фокус. Но нужна новая форма. К примеру, за границей я видел шапито, где днем показывали детские представления, а вечером все перевоплощалось в варьете, где у артистов были более открытые костюмы, шоу становилось более зрелищным в расчете на взрослую публику».

У нас цирк как искусство для взрослых вообще не воспринимается, хотя это могло бы продвинуть его на новую ступень развития. Цирковое искусство для взрослых развивается в Казахстане совсем в другом направлении – корпоративно-развлекательном. «У нас каждый артист занимается самопиаром. Жить на те деньги, что платят в цирке, нереально. Поэтому остается зарабатывать на корпоративных вечерах и праздниках. Многие артисты днем репетируют новые трюки, вечером – деньги зарабатывают. Но это очень тяжело совмещать. Для того чтобы быть востребованным артистом, чтобы тебя пригласили в известный цирк мира, нужно репетировать целый день. А чтобы стать независимой труппой, нужен начальный капитал, чтобы обзавестись реквизитом, пошить костюмы, наконец, доехать до крупнейших цирковых ярмарок и бирж. Получается замкнутый круг», – рассказывает артист Курбан Додарходжаев. Долгое время артист с таджикскими корнями работал в Алматинском цирке акробатом-наездником в номере джигитов «Азамат», затем стал выступать в жанре парной акробатики. Вершиной карьеры Додарходжаева можно назвать победу в цирковом фестивале в Монте-Карло, где он завоевал специальный приз за конно-акробатический номер. Курбан рассказывает, что следующей важной ступенью в его судьбе стал оригинальный номер «Маска». Западные специалисты отмечали, как удачно казахстанскому циркачу удалось спроецировать кинематографику в плоскость акробатических трюков.

«Знаете, нашему цирковому начальству проще получать деньги от гастролеров, чем вкладываться в создание программ, – делится еще один цирковой артист. – Ведь в цирковом искусстве ценятся именно находки. Цирк давно перестал быть олимпиадой, где интересны только физические возможности человека. Ведь огромную популярность всемирно известного «Цирка дю Солей» («Цирк Солнца») обеспечивают такие характеристики, как креативность и творческий подход. Когда его директор Ги Лалиберте планирует организовать новое шоу, он привлекает к этой деятельности большую команду креативщиков, причем не все из них циркачи. Общими усилиями они создают невероятные по красочности и яркости номера, уникальные и оригинальные во всех отношениях. Зрители, побывавшие на выступлениях артистов из этого цирка, всегда остаются в полном восторге от увиденного. Да, многие наши артисты успешны за рубежом, но как-то все это очень разрозненно, бессистемно. Наш цирк полностью не гастролирует дальше Казахстана, потому что вряд ли кому-то будет интересна программа с двумя стоящими номерами и остальным балластом».

Но в Казахстане находят для себя нишу еще и не официальные гастролеры. То здесь, то там в казахстанских городах проходят выступления киргизских и узбекских частных трупп. Выглядит это отчасти как в средние века: приезжает микроавтобус, разворачивается на пустыре шатер и проходят дневные и вечерние выступления артистов. Причем иногда даже нет предварительного сбора денег. Гастролеры рассуждают так, если людям понравится, они заплатят. Бизнесом это трудно назвать – за выступление залетным циркачам удается собрать максимум 5 тысяч тенге, чаще – 2–3. Перемещаются киргизские и узбекские шапито с ранней весны и до глубокой осени. В их гастрольном графике не только регионы Казахстана, но и Россия, Таджикистан и Афганистан. Характерно, что никаких цирковых училищ они не оканчивали, просто это их семейное дело, которым занимались предки. Мастерство передается из поколения в поколение.

Неужели такая цирковая самодеятельность – удел казахстанских циркачей и зрителей вместе с ними? Получается, что дворовой цирк более востребован у нас в стране, чем грамотно срежиссированное талантливое представление.

Тэги: цирк, культура


Оценка: 5.00 (голосов: 1)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"