eng  rus 
 
Утилитарная культура
Недавно в Алматы прошел парад оркестров, приуроченный к Дню города. Три вечера под открытым небом играли симфонический, духовой и народный оркестры. И почти в эти же дни состоялось открытие очередного культурного сезона – из отпусков и гастролей вернулись театры и музыкальные коллективы. Правда, разница между двумя праздниками колоссальная
Павел Михеев
Павел Михеев
Автор: Тимур Сарманов
Локация: Алматы
Номер: №15-16 (52-53) 2011


Кто был на концерте в филармонии, где играют те же оркестры, мог заметить одухотворенную тишину, наполняющую зал. И тихо там, потому что пусто. И кто был на параде оркестров, не мог не заметить, что все места были заняты, и сверх того – вокруг концертной площадки толпились люди. Ситуация удивительная, потому что непонятная. Выступления по расписанию в филармонии от концерта на воздухе ничем не отличаются. Разве что эксклюзивностью – парад ведь бывает только раз в году. Ну и еще велика разница в информационной подаче – акимат при помощи крупных интернет-порталов и СМИ провел широкую рекламу выступления оркестров.

Ни для кого не секрет, что классическая музыка в Казахстане не пользуется большой популярностью, а слушатель все более стареет. В этом видится, как сильно отличается наша культура и, скажем, Европы. Там, несмотря на дорогие билеты, залы полные, их посещают люди со средним и высоким достатком. Посещение концертных залов является скорее статусным атрибутом, нежели велением сердца. А в нашей стране классическая музыка таким символом не является.

Оркестры также не особо переживают из-за того, сколько у них зрителей. Получая заработную плату от государства, а не от вырученных билетов, музыканты на манер чиновников просто ходят на работу. Осуждать за это нельзя, так как ситуация сложилась вполне объективная. Конечно, многое зависит от руководителя. Скажем, главный дирижер духового оркестра Канат Ахметов пытается заинтересовать нового зрителя. Поэтому его репертуар постоянно пополняется саундтреками из знаменитых фильмов. Эпические произведения, сопровождающие «Властелина колец», «Звездных воинов» и так далее, все это, конечно, привлекает скорее не любителей музыки, а любителей фильмов. Хороший ход, особенно если учесть, что это чуть ли не единственный пример.

В целом же складывается впечатление, что оркестры, не зависимые от слушателя, варятся в собственном соку – «если не зритель платит мне деньги, его интересом можно пренебречь». Достаточно часто в залах филармонии можно слышать произведения современных композиторов, чье творчество можно назвать музыкой ради музыки. Либо же это произведения классиков, но не легкие для восприятия типа вальсов Шуберта или «Лунной сонаты» Бетховена, а те, что интересны исключительно профессиональным музыкантам и профессиональным слушателям. Наверное, классическая музыка – это та уникальная сфера, где не стоит извечный вопрос творческих профессий: нужно ли подстраиваться под уровень аудитории или следует задавать планку и подтягивать аудиторию до своего уровня? Тут все решается однозначно в пользу второго варианта.

А между тем классическая музыка в духовном развитии человека необходима, спорить с этим невозможно. Но в Казахстане эта область творчества находится в такой странной ситуации, что не сразу-то и поймешь, что делать для ее улучшения.

Тэги:


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
14.12.2010   Игры у моря


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"