eng  rus 
 
Экономичная культура
Несмотря на скудность бюджета многих алматинских мероприятий или вообще отсутствие финансирования, уходящий год в сфере культуры оказался довольно интересным. В первую очередь благодаря новым проектам, запущенным по инициативе совершенно разных, иногда даже не имеющих прямого отношения к культурной жизни города людей. А также благодаря выходу различных мероприятий на новые площадки, чтобы быть «ближе к народу», что в итоге привело к неожиданным новым формам «культурного досуга», который пришелся по душе алматинской публике
К

К "Королю Лиру" готовились три года. В итоге получился мрачный, но стильный спектакль
Испытанием для актеров и зрителей стал

Испытанием для актеров и зрителей стал "Фуршет после премьеры" Романа Виктюка
Израильский виртуоз Леонид Пташка на джазовом фестивале в Алматы
А. Ассонова
Израильский виртуоз Леонид Пташка на джазовом фестивале в Алматы
Драйвовый
А. Ассонова
Драйвовый "Концерт № 1" в "АРТиШОКе" пользуется большой популярностью
Автор: Анна Асонова
Локация: Алматы
Номер: №13 (13) 2009

Откуда цены?

В последнее время в Алматы наметилась тенденция проведения узкоформатных мероприятий и проектов. Причем у каждого своя аудитория и свои поклонники. Объяснение этому следует искать то ли в скромных бюджетах, не предполагающих «праздника для всех», то ли в том, что алматинским креаторам сегодня интереснее углубляться в какие-то новые направления современной культуры. В любом случае ясно одно – культурная жизнь города стала более разнообразной.

В узком кругу

Начался 2009 год с фестиваля японской анимации Animania. Казалось бы, к чему в стране, где за последнее время не было выпущено ни одного мультфильма, проводить мультипликационный фестиваль. Однако в Алматы оказалось немало любителей традиционного японского жанра, которые не просто объединяются в группы по интересам, общаются в Интернете на форумах, но и сами пытаются творить в духе аниме. И хотя законченных комиксов-манги или анимации среди алматинских художников еще никто не создал, тем не менее интерес велик. Организаторы фестиваля предполагают даже, что смогут объединить творцов с продюсерами, инвесторами и выдать качественный казахстанский продукт, пусть и навеянный японской анимацией.

Еще одним открытием года стал фестиваль Jazzystan, организованный диджеем Рустамом Оспановым, знакомящим публику с клубным джазом. На разогреве у заморских знаменитостей, имена которых мало что скажут рядовому казахстанскому слушателю в силу его невысокой музыкальной осведомленности, играют наши перспективные джазовые музыканты. Поскольку современный джаз сочетает в себе и традиции, и современное клубное звучание, публика на фестивале собирается самая разнообразная. Сам вечер проходит в неформальной обстановке – отсутствие кресел, деления на зрительный зал и сцену, а публика под Ванессу Фримен или японских ди-джеев Kyoto Jazz Massive может свободно прогуливаться, танцевать или выпивать что-нибудь возле бара. По мнению многих меломанов, это лучший вариант джазового вечера.

По аналогии с фестивалем самого интересного в мире короткометражного кино и анимации Future Shorts, который проходит каждый квартал и собирает приличную аудиторию, был запущен новый проект Onedotzero – фестиваль лучших образцов цифрового искусства. Организаторы также планируют проводить его регулярно. И хотя большинство представленных на Onedotzero работ можно свободно посмотреть в Интернете, публичные показы все же вызывают интерес благодаря ощущению сопричастности к новейшим формам искусства, которое можно создать на компьютере, и возможностью обсудить увиденное.

Из крупных продолжений прошлых лет – скромный, еще и с ограниченным бюджетом в этом году, кинофестиваль «Звезды Шакена», и традиционный весенний «Международный праздник джаза», собравший в этом году внушительный состав из иностранных музыкантов, один другого интереснее.

Если все вышеперечисленные смотры ориентировались на достаточно ограниченный круг зрителей, то действительно народный фестиваль «Евразия», к сожалению, в этом году не состоялся. Киносмотр, переехавший прошлой осенью к празднованию юбилея столицы из Алматы в Астану и прошедший весьма помпезно, в этом году вовсе не нашел никакого финансирования. Точные причины, почему так легко расстались с главным фестивалем страны, выяснить непросто. Первые директора фестиваля ссылаются на Министерство культуры или руководство Казахфильма, а те в свою очередь – на директоров. Напрашивается мысль, что киносмотру нужен в первую очередь постоянный хозяин, а не приглашенные со стороны одноразовые начальники, и нужен акцент именно на возможность смотреть новое качественное кино, а не на безудержные расходы на приемы гостей фестиваля.

Театральное закулисье

Главным событием алматинской театральной жизни конечно же можно назвать возвращение труппы Русского театра драмы им. Лермонтова в родные пенаты. Во время ремонта, длившегося целых три года, в коллективе заметно накопилась творческая энергия. В результате в этом году театр им. Лермонтова выдал целых пять новых постановок. Событием стала премьера «Короля Лира» в версии художественного руководителя театра Рубена Андриасяна. Алматинцев поразили декорации, придуманные германским сценографом Эрнстом Гейдебрехтом, – меняющаяся платформа, представляющая попеременно то царские покои, то поле битвы. Стильными оказались и костюмы от Людмилы Кужель, не привязанные к какому-либо времени: военные ботинки, черные брюки и рубашки, имитация доспехов, много кожи. В спектакле занят весь звездный состав театра, так что выделить кого-то из актеров трудно. Разве что блистательного шута – Игоря Горшкова, составляющего дуэт Лиру – Юрию Капустину.

Остальные премьеры выходили в постановке приглашенных режиссеров. Владимир Молчанов поставил пьесу американского драматурга Эдварда Гарднера «Я не Раппапорт!» с Юрием Померанцевым в главной роли. Приятно, что блистательную игру Юрия Борисовича, отметившего в этом году свое 85-летие, можно оценить в новом спектакле. Бывший член труппы театра им. Лермонтова, а ныне московский актер Владимир Еремин поставил свою пьесу «Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения», которую можно отнести к разряду уверенных середнячков репертуара – любовные перипетии разбавляют запутанной криминальной историей и не совсем свежими шутками.

Под конец года увидела свет нашумевшая еще до своего выпуска постановка Романа Виктюка «Фуршет после премьеры». Надо сказать, что в этом году театр им. Лермонтова намучился с приглашенными режиссерами, приезд которых финансировало Министерство культуры и информации. Репетиции откладывались до крайнего срока, а после прогонялись в изматывающем для актеров режиме. Поэтому спектакли получались такими, какими их по времени успевали ставить приезжие режиссеры. Однако «Фуршет после премьеры» интересен не только своим скандальным создателем, но и формой, когда актеры играют непосредственно в зале при включенном свете, зрители становятся невольными участниками представления, а пафос античного театра, который хотел передать Виктюк, смешивается с раскованной игрой актеров, одетых только в плавки или обтягивающее трико.

И «Короля Лира» и «Фуршет» можно назвать спектаклями этого года: первый – за необычность не столько содержания, сколько формы, второй – просто за появление в нашем городе. Ничего более масштабного и креативного алматинские театры не смогли предложить в этом году. А из проектов будущего года в театре им. Лермонтова – к 150-летнему юбилею классика бессмертное творение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад», которое ставит Рубен Андриасян, а также «Горячее сердце» Александра Островского, что берется поставить российский режиссер Владимир Захаров.

В отличие от Русского театра драмы Немецкому пока не везет. Его труппа по-прежнему вынуждена давать спектакли в ветхом, неуютном и неотапливаемом помещении ДК АРО. Прибывший в ходе визита в Алматы на руины Немецкого театра на улице Сатпаева министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед сказал, что, скорее всего, не имеет смысла возводить что-то на месте развалин и предложил подыскать для театра что-то из уже имеющихся строений в городе. Но проблема не только в помещении. Под вопросом будущее самого театра или, по крайней мере, формы его дальнейшего развития. Дело в том, что нынешняя зрительская аудитория отнюдь не те казахстанские немцы, на которых в первую очередь когда-то ориентировался DTA. Понятно, что этнических немцев в Казахстане осталось очень мало. Да и сама труппа подрастеряла немецкий состав, остались лишь двое актеров. Остальные – это немецкоговорящие, иногда с плохим немецким, актеры самых разных национальностей. В репертуаре давно уже появились спектакли на русском языке. Немецкий выглядит анахронизмом в данной ситуации – как будто бы постановки на немецком языке существуют только для сотрудников посольства Германии и Института Гете в Алматы, периодически оказывающих помощь театру. Хотя конечно же лишиться такого театра, где попадаешь под обаяние немецкой речи и особого стиля германских драматургов, совсем не хотелось бы.

Существуют также и противоречия внутри самой труппы – ориентация на детские спектакли взамен серьезного материала устраивает не всех актеров. Предложения актеров и даже их собственные постановки упираются в стену непонимания со стороны руководства театра – директора и художественного руководителя Ирины Симоновой. У нее, понятное дело, своя правда – посещаемость «взрослых» спектаклей невелика, а детские постановки наверняка сделают кассу.

Проявляется в Немецком и проблема всех казахстанских театров – отсутствие хороших режиссеров. На этом поприще все чаще пробуют себя актеры. К примеру, театральная актриса Юлия Жигулева в качестве дипломной работы поставила интересный спектакль «Бесхребетность, или Вечер для людей с нарушенной осанкой». История, написанная немецким экстраординарным драматургом Ингрид Лаузунд, о нескольких днях совместного нахождения бок о бок пяти офисных работников. Тех, кого с чьей-то легкой руки называют «офисным планктоном», – на первый взгляд, безликих, не отличающихся друг от друга, одинаково ненавидящих свою работу сотрудников.

К сожалению, пьеса идет на сцене очень редко. В отличие от нее другая премьера театра – «Марлени» в постановке актрисы Наташи Дубс – вовсе не вошла в репертуар. Пьесу «Марлени», которая сводит двух героинь, в жизни не контактировавших, – Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь – написала немецкий драматург Теа Дорн. Материал о женском одиночестве показался Наташе Дубс интересным, она поставила пьесу в жанре исповедального театра. Однако руководство театра не оценило таких творческих порывов, а жаль. Взамен представили новый детский спектакль в постановке Дмитрия Скирты, к слову, супруга Ирины Симоновой.

Как режиссер Дмитрий Скирта уже пробовал себя в Русском ТЮЗе им. Сац в прошлогодней постановке «Утиная охота». Спектакль получился добротным, смущало только то, что все мы видели «Утиную охоту» с Олегом Далем, а его переиграть довольно сложно. В этом году Скирта поставил популярную пьесу «Гарольд и Мод», которая получилась удачной, прежде всего, игрой великолепной актрисы Татьяны Тарской.

Чтобы продолжать свои режиссерские начинания, Дмитрий поступает на Высшие курсы при Щукинском театральном училище. Для государственных театров могут стать камнем преткновения постановки, осуществленные актерами без режиссерского образования. Хотя в ТЮЗе им. Сац к этому относятся лояльно, несколько постановок там осуществила актриса Ольга Бобрик, и они удачно вошли в репертуар.

Отсиделся в стороне без премьер в этом году Казахский ТЮЗ им. Мусрепова, представивший только римейк своего же спектакля «Ох уж эти молодожены!», по словам работников театра, пользующегося стабильной популярностью. В другом казахском храме Мельпомены – академическом театре им. Ауэзова – премьеры появились только к концу года: «Оказывается, Ходжа Насреддин жив» Танамбая Нурмагамбетова, «Криминальный случай» кыргызского драматурга Мара Байджиева и «Лавина» турецкого писателя Тунджера Джюдженоглу. В январе зрителям представят нового «Абая». По словам режиссера Есмухана Обаева, такого Абая Кунанбаева еще никто не видел. На сцене появится молодой и озорной мужчина, без памяти влюбленный в свою будущую жену Айгерим, сочиняющий для нее поэмы и песни. В общем, интрига спектакля пока непонятна.

Самый пафосный театр города – ГАТОБ им. Абая – в этом году смог осилить только две малобюджетные постановки. Год начался с нового балета «Тлеп и Сарыкыз», история создания которого достаточно интересна. Идея поставить балет «Тлеп и Сарыкыз» принадлежит предпринимателю и меценату из Астаны Сапару Искакову. Он решил не только оказать посильную помощь нашему балету, но и увековечить имя одного из своих далеких предков – кобызиста и шамана по имени Тлеп. Идею поддержала вернувшаяся на родину балерина Сауле Рахмедова, работавшая в Орландо и Нью-Джерси. Этот проект шумно презентовали еще два года назад. Музыку написал казахский композитор Алмас Серкебаев, проживающий ныне в США, либретто сочинил известный драматург Эдвард Радзинский. Но за два с лишним года финансирование иссякло. Идея мецената отдать дань памяти своему великому предку со временем трансформировалась в продукт самого театра. По словам главного балетмейстера ГАТОБ Рамазана Бапова, в связи с кризисом для завершения работы над постановкой театру пришлось вложить часть собственных средств.

Но дело даже не в финансировании, а в том, что на выходе балет, как совместное детище казахстанской и американской сторон, получился «сырым». Наверняка сплав русских балетных традиций, в которых воспитываются наши танцовщики, и модернистской манеры танца, столь популярной в Америке, мог бы быть если не выдающимся, то, во всяком случае, занятным. Однако наши танцовщики заданного симбиоза не потянули.

Тем не менее такой опыт в балете был интересен, а вот в оперном искусстве руководители театра решили не экспериментировать. Премьера «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти – проверенная классика, жемчужина бельканто. В спектакле заняты лучшие артисты труппы: Жамиля Баспакова, Нуржамал Усенбаева, Майра Мухамедкызы, Медет Чотабаев, Александр Сметанин, Талгат Кузембаев. Оперу поставили в очень скромных финансовых рамках. Оказывается, можно обойтись малыми средствами, чтобы не лишать зрителя премьер. Тем более что голоса трех казахстанских прим не требуют дорогостоящего оформления, а хороши сами по себе.

Но все-таки «Тлеп и Сарыкыз» и «Любовный напиток» не получается назвать событиями года в опере и балете. Эти места остаются вакантными. Несостоявшейся, но широко разрекламированной премьерой года можно назвать мюзикл, поставленный на казахском и русском языках «Кыз Жибек». Музыку к спектаклю написали выпускники консерватории им. Курмангазы Дастан Раев и Сатжан Саменов, костюмы создавал дизайнер Ернар Бали, руководить музыкантами пригласили дирижера из Германии Яна Морица Онкина, а режиссер-постановщик «Жибек» – Алия Гранш, выпускница Парижского государственного университета – в общем, мюзикл создавался силами молодых. Однако ожидаемого финансирования проект так и не получил. Да и потом, в Алматы совершенно нет подходящей площадки, где бы можно было играть мюзикл. Отсутствие специализированных независимых сцен сильно тормозит развитие культурных проектов в нашем городе. Если и появляются идеи о масштабных или поставленных на трех актеров проектах, все дальнейшие приготовления упираются в отсутствие нормальных оборудованных площадок, которые к тому же можно было бы арендовать за разумную цену. В том же самом театре им. Лермонтова установка дорогостоящего сценического оборудования повлияла на стоимость билетов – теперь она доходит до 2,5 тысячи, что существенно для семейного культпохода в театр.

Актеры, музыканты, художники ищут новые площадки, не всегда даже сцену. В последнее время особенно часто для концертов, выставок, креативных мероприятий стали использовать помещение театра «АРТиШОК». Не всегда маленькая площадка «АРТиШОКа» оказывается удобной, но выбор в городе невелик. В этом году труппа театра сконцентрировалась не столько на театральной, сколько на околотеатральной деятельности. Организовала проект «Голое искусство», стала участником фестиваля уличных театров «Место в гороDе», который благодаря французским, бельгийским и киргизским коллективам имел большой резонанс среди алматинцев. Но главное, пожалуй, что можно назвать гастролями года, театр «АРТиШОК» с двумя спектаклями «Гагарин» и «Клоуны» выступил на специальной внеконкурсной программе «Маска Плюс» при крупнейшем российском фестивале «Золотая маска». Спектакли алматинского театра принимали по-разному, не всегда восторженно, но все же показать спектакли на престижном фестивале – весомый шаг в творческом развитии театра.

Насколько «АРТиШОК» скор на различные культурные проекты, настолько тяжел в вынашивании новых спектаклей. В 2009 году состоялось две премьеры – веселый музыкальный спектакль, возможно, даже мюзикл, «Концерт № 1» и философская постановка по произведениям итальянского драматурга Тонино Гуэрра «Ангел с усами». «Концерт № 1» сразу полюбился зрителям. Тема довольно избита – старые песни на новый лад. Но, во-первых, исполнение песен «живьем» в непосредственной близости от зрителей всегда подкупает, во-вторых, актеры играют с таким драйвом, что трудно не поддаться всеобщей эйфории, присутствующей на «Концерте». «Ангел с усами», представленный в мае под занавес театрального сезона, произвел приятное впечатление, однако останется ли спектакль в репертуаре театра, не совсем понятно – у труппы есть дурная привычка отказываться от того, что создавалось на протяжении долгого времени.

Художники в поиске

В этом году из-за отсутствия финансирования прекратил свое существование бастион современного искусства ЦСИ Сороса. Тем не менее различные проекты контемпорари-арт находят себе убежище в стенах галереи «Тенгри-Умай». Галерея, изначально взявшая курс не на выставку коммерческой живописи, не на демонстрацию большого числа «талантов» и самородков нашего города, а на ознакомление казахстанской публики с самыми интересными проявлениями современного искусства, в том числе с приглашением иностранных художников, продолжает держаться выбранного направления. Поэтому если говорить о главных выставках года, то все они проходили в «Тенгри-Умай». Это прежде всего: «STILLS-Аттрактивность: Быть увиденным» – три «мозаичных» фотофильма (каждый собран из работ разных авторов) представляют панорамную картину центральноазиатского искусства. Свой вклад в фильм мог внести любой казахстанец, приславший свои фотоработы на конкурс. Выставка «Overland: London to Beijing» («Пересекая пространство: от Лондона до Пекина») демонстрировала модель Тобиаса Ребергера, которая в каждой новой стране, куда приезжал художник, служила прообразом новой скульптуры, созданной в тесной взаимосвязи с местным колоритом. Свой вклад в знакомство с современным искусством других стран внесли выставки «Портреты» Лореданы Немеш, Exodus («Исход») Алмагуль Менлибаевой, выставка фотограмм Vertebrae английского художника Джастина Малруни. В мире всего несколько сот художников, предпочитающих технику фотограмм – изображений, полученных фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. Фотограмма в отличие от фотографии исключает возможность тиражирования, что делает каждый «снимок» уникальным. Оригинальную выставку V.I.P. («Очень важные персоны») представили Елена и Виктор Воробьевы. Ее своеобразность заключается в том, что авторы превратили обыкновенные камни в произведения искусства.

И все-таки пространство галереи ограничивает возможность творческой реализации художника. Приходится осваивать и интернет-площади. Весной известные отечественные художники контемпорари-арт учредили совет и печатный орган, действующие как реально, в виде ежемесячных собраний и арт-листовки, так и виртуально в интернет-блоге. Худсовет «арт-анклава» организовал собственную выставку «Выход», задуманную как художественный жест в публичном пространстве, отражающую представления художников о месте искусства в жизни общества. Но пока проект не получил особого развития, потому как, считают некоторые члены арт-группы, мало кто верит, что можно что-то делать без денег, по собственной инициативе. И надо сказать, что на сегодняшний момент все акции «арт-анклава» безумно далеки от зрителя. Объединение предлагает публике не анализировать какие-то готовые проекты, а участвовать в процессе, что казахстанцам (даже разбирающимся в современном искусстве) не особо интересно.

Беседы о культуре за чашечкой кофе

Особо востребованным в этом году стал формат проведения культурных мероприятий в местах, которые раньше в Алматы считались неприемлемыми для чтения стихов, акустических концертов, беседах о кино – кафе, кофейнях, клубах. Хотя, казалось бы, это самая что ни на есть богемная традиция – поведать о новых проектах за чашкой кофе, обсудить новый фильм возле барной стойки. Так, алматинцы с радостью для себя открыли, что слушать рассказы о джазовой музыке и наслаждаться вокалом джазвумен Ирэны Аравиной, обсуждать фильмы с кинокритиком Еленой Любимовой или присутствовать на разнообразных публичных лекциях можно в кофейне Coffeedelia, смотреть видеоарт и экспериментальное кино в кафе DK, слушать казахстанские рок- этно- и фолк-команды в «Камертоне» и так далее. Подобный приход культуры к своему зрителю оказался востребованным, публика стала активно откликаться на такие задумки. Эти тенденции вселяют надежду, что все-таки, несмотря на экономические сложности, в казахстанской культуре происходят положительные сдвиги. Причем по инициативе самих участников процесса, считающих, что и при скромном финансировании можно воплощать в жизнь хорошие идеи.

Тэги: кино, культура, театр, АРТиШОК


Оценка: 0.00 (голосов: 0)



Похожие статьи:
29.12.2009   Проба пера


Комментарии к статье:


Имя:
E-Mail:
Комментарий:   

Республика Казахстан
г. Алматы, 050010
Главпочтампт, а/я 271
тел./факс: +7 (727) 272-01-27
272-01-44
261-11-55
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
"Центр Азии", и использование их в любой форме, в том числе
в электронных СМИ, допускается только с согласия редакции.

Designed and developed by "Neat Web Solution"