Булат Абдулин
Самым любопытным в мноогосерийном фильме про известного героя гражданской войны Василия Чапаева, который показали в феврале по Первому каналу, было то, что фильм совершенно неожиданно оказался очень советским. Он явно не вписывается в современную российскую историко-идеологическую концепцию, для которой большое значение имеют и СССР и Российская империя, а казаки вообще являются одним из столпов государственности.
В фильме же про Чапаева казаки выступают как воплощенное зло, не совсем как орки из фильма «Властелина колец», но очень похоже. Бойцы Чапаева называют их «казара», и именно они представляют собой в фильме практически все белое движение. С казаками чапаевцы воюют и под Сарапулом, и под Уфой, ну и, конечно, на реке Урал. Складывается четкое впечатление, что, по мнению авторов фильма, на стороне белых воевали только казаки плюс немногие офицеры, которые предсказуемо пьют водку в момент боя и при этом высказывают диссидентские мысли, что мол, скоро побежим до Владивостока.
Чапаевцы при этом не очень дисциплинированы, солдатня, вагон со спиртом выпили, в своих стреляли, но лица при этом хорошие, народные. Авторы относятся к ним с явной симпатией. Очень показателен один из последних эпизодов в фильме. Когда чапаевские бойцы в ночном дозоре у Лбищенска мечтают о светлом будущем и находятся в весьма приподнятом настроении, подкравшиеся нехорошие казаки именно в этот момент режут их ножами и таким прозаическим способом прерывают их мечтания.
Так что фильм оставляет странное впечатление. Он как бы не из нашего времени, из советского далека и из советских мифов. На самом деле Чапаев и его бойцы начинали свой путь в очень интересное для России время. Первоначально это была крестьянская армия – нечто вроде отрядов поволжского батьки Махно. Таких армий было много по крестьянским районам вдоль Волги.
При этом значительная часть зажиточных местных крестьян традиционно поддерживала партию правых эсеров, они голосовали за них на выборах в Учредительное собрание. Но большевики разогнали этот предпарламент, потому что получили только четверть голосов избирателей. Победившие на выборах правые эсеры создали на Волге собственное правительство, которое называлось Комуч (Комитет Учредительного собрания) и призвали население к восстанию. Их поддержали не только многие крестьяне, но и рабочие с оружейных заводов в Ижевске, Воткинске и Сарапуле. Правые эсеры имели большое влияние в местных профсоюзах.
Поэтому первые «белые» отряды в Поволжье состояли исключительно из рабочих и крестьян. Ими командовали офицеры из эсеров, в основном выходцы из учительской среды, мобилизованные в армию на время войны. Именно с ними и воевали чапаевцы. Казаки в это время не выходили за пределы войсковых территорий, им хватало проблем в Оренбурге и Уральске.
Поэтому было бы логичнее показать борьбу мужиков с такими же мужиками, одни из которых были настроены против других в основном по местным мотивам. Затем, когда адмирал Колчак произвел военный переворот, ситуация изменилась, но в сибирских армиях все равно было много бывших эсеров. Например, те же мятежные рабочие - ижевцы и воткинцы, сражались против большевиков вплоть до отплытия из Владивостока в 1922 году.
Но это было бы слишком сложно для кино про Чапая. Поэтому авторы сочли, раз Чапаев народный герой (вспомнили старый фильм с картошкой и психической офицерской атакой), то лучше следовать привычным стереотипам. Но в то же время возникает естественный вопрос – почему так получилось, почему кто-то сформулировал именно такую концепцию фильма?
Может так показаться, что все это совсем не случайно. Например, что это некое отражение определенной фронды со стороны заказчиков. Потому что многонациональному истеблишменту современной России может не нравиться нынешний государственный курс на патриотическую идеологию, в которой те же казаки традиционно играют большую роль. И таким образом этот истеблишмент выражает свое несогласие. Потому что курс на патриотизм и империю может поставить слишком многих в неудобное положение.
Поэтому казаков в фильме и показали не очень хорошими. Хотя в данном конкретном случае речь идет об Уральском казачьем войске, у представителей которого сохранились совсем другие воспоминания о Чапаеве и его людях. В гражданской войне в России было много жестких моментов, но одним из самых жестоких была война крестьян и казаков по территории бывших колоний. Одним из эпизодов этой войны и была гибель Чапаева под Лбищенском. После этого инцидента 25-ая дивизия прошлась огнем и мечом по казачьим станицам, с тех пор в нижнем течении Урала больше не стало казачьего населения. Уцелевшие суровой зимой 1920 года вместе с женщинами и детьми ушли из Гурьева, современный город Атырау, по степям Западного Казахстана на форт Александровский, нынешний Форт-Шевченко на Мангистау. По разным данным тогда ушло от 15 до 25 тыс. человек, до Мангышлака из них добралось только две-три тысячи, которые затем частично сдались большевикам, а частично ушли в Красноводск, откуда отплыли с англичанами в эмиграцию. Конечно, казаки тоже были не сахар, но они в итоге оказались проигравшими и в наибольшей степени пострадавшими.
Для нас в Казахстане фильм интересен тем, что показывает эпизод гражданской войны, который имеет прямое отношение к нашей территории и истории. Очень близок нам и образ чапаевского комиссара Дмитрия Фурманова, который написал весьма интересную книгу «Мятеж» про восстание крестьян, похожих на чапаевских солдат, в Верном, нынешнем Алматы. До этого крестьяне победили местных семиреченских казаков и восстали потому, что были не согласны с национальной политикой большевиков.
В той истории казахи были статистами, это была не наша игра, но события тех лет напрямую отразились и на современной ситуации в Казахстане и они еще ждут своего историка. Потому что тогда гражданская война в наших степях шла между двумя группами русского населения – казаками и крестьянами, которые боролись за право контроля над землей, которая была изъята у местного населения во время Российской империи. Хотя фильмы про эту эпоху нам все-таки лучше не снимать, потому что такой фильм будет слишком сложным для наших современных отношений с Россией.
Журнал "Центр Азии"