В октябре в Алматы прошел VI международный фестиваль творческой молодежи «ЖасStar», организованный Фондом Первого Президента РК – Лидера Нации. В этом году фестиваль, уже ставший традиционной площадкой для диалога и обмена опытом между ведущими деятелями культуры и искусства и перспективной творческой молодежью, представил проекты, мастер-классы и выставки практически по всем творческим направлениям, включая театр, литературу, живопись, музыку, кинематограф, фото, дизайн и танцы. Среди участников фестиваля, которые поделились секретами профессионального мастерства и подискутировали на актуальные темы с молодым поколением, один из самых востребованных и успешных современных композиторов Казахстана Ренат Гайсин, этномузыкант и мастер горлового пения Едиль Хусаинов, актриса и управляющий директор независимого театра АRТиШОК Анастасия Тарасова, мастер игры на жетiгене Жадыра Мусрепова, искусствовед Ольга Батурина, писатель Илья Одегов, команда Photosafari.kz, дизайнер Аяжан Жаксыбай, танцевальный проект Fast Flow. А также специальный гость фестиваля – российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Егор Кончаловский.
«В этом году гостями фестиваля стали более тысячи человек. Изначально предполагалось, что наибольшую пользу он принесет студентам творческих вузов, но вход был свободный и мероприятие могли посетить все те, кто активно интересуется значимыми событиями в творческой жизни Алматы. А фестиваль «ЖасStar» уже прочно занял среди них свою нишу. На этот раз мы стремились представить больше интерактивных методов взаимодействия между участниками и гостями, а также делали упор на молодежь, хотели, чтобы ее мнение было услышано в ходе дискуссий. Считаю, что в целом организаторам это удалось, но в дальнейшем мы будем еще работать над поиском новых форматов, которые станут для молодежи своего рода рупором, помогут ей высказаться», – отметила пресс-секретарь Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Алия Кадырова.
Ренат Гайсин буквально перед открытием фестиваля вернулся с конкурса «Новая волна» в Сочи, где певица Адеми, исполнив его песню, заняла второе место. Композитор поговорил с аудиторией о синтезе жанров и музыкальных культур в современном искусстве, о том, как создаются аранжировки для казахской народной музыки и о необходимости знать и слушать музыкальное культурное наследие предков. «Я очень благодарен Фонду Первого Президента за возможность встретиться с молодежью, которая неравнодушна к творчеству, к искусству, – говорит Ренат Гайсин. – Мне бы хотелось, чтобы у нас чаще создавались подобные площадки, проводились конференции, посвященные народной культуре, музыке, организовывались экспедиции. Народная музыка – это наше богатство, которое мы должны беречь, сохранять и передавать дальше. Последние 10 лет я часто бываю в зарубежных студиях, общаюсь с коллегами из других стран, и все они отмечают, насколько необычна и красива казахская музыка. И над каким бы произведением я ни работал, всегда стараюсь привнести в него ноты нашей народной музыки. Мы должны очень ценить нашу народную культуру, искусство, привлекать к ней молодежь»
Ренат Гайсин вместе с Батырханом Шукеновым два года работал над казахскоязычным альбомом музыканта «Отын Ана», который стал самым слушаемым альбомом в Казахстане. «В него вошли песни на основе народных мотивов, аранжировки которых делались с народными инструментами, потому что Батырхан хотел, чтобы в каждой песне были слышны народные нотки, народные мотивы или хотя бы похожие на них. А недавно мы с коллегами перебирали неизданный материал Батырхана и необычайно красивых песен набралось на целый альбом. Это будет второй казахскоязычный альбом музыканта, который он очень хотел сделать. Под названием «Неизданное» он выйдет в течение месяца», – пояснил Ренат Гайскин. Кстати, Батырхана Шукенова композитор считает своим учителем и говорит о том, что именно любимый музыкант вселил в него «музыкальное счастье».
Что такое независимый театр и нужен ли он Казахстану? Как привлечь молодежь в театр и нужно ли это делать? Является ли театральное искусство вечным жанром или его время ушло? Эти и другие вопросы поднимала в ходе своего мастер-класса актриса и управляющий директор ведущего экспериментального театра страны «АRTиШОК» Анастасия Тарасова. В нынешнем году театр «АRTиШОК» запускает несколько интересных проектов, среди которых проект поддержки независимых режиссеров. Театр готов стать той площадкой, которая поможет талантливым молодым режиссерам пробиться к зрителям, а зрителям, в свою очередь, познакомиться с их работами.
«Для меня, как для театральной актрисы, очевиден дефицит режиссеров в Казахстане, – отмечает Анастасия Тарасова. – Я вообще бы хотела поднять тему большой инертности нашего творческого кластера, так как за мою бытность управляющим директором театра ни один режиссер не пришел ко мне с инициативой, не сказал, что у него есть классный, допустим, дипломный спектакль, который он готов представить на суд зрителя. Мой педагог посчитала этот проект по поддержке режиссеров бесперспективным. «Если человек назвал себя режиссером, он должен быть, как танк, а ты хочешь тянуть их», – говорила она. Но я все-таки верю в успех проекта, так как у нашего театра есть аудитория, есть СМИ, которые готовы написать о спектакле и, надеюсь, все-таки найдутся талантливые активные режиссеры, которым есть что предложить театру. Больше всего мы страдаем от отсутствия театральной школы здесь в Алматы, отсутствия творческих лабораторий. Нам не хватает конкуренции внутри нашего творческого цеха, а ведь чтобы выйти на международный театральный уровень все это просто необходимо».
На тему инертности творческого цеха на мастер-классе развернулась настоящая дискуссия. Среди причин пассивности современного поколения называлась как излишняя меркантильность творческой молодежи, желающей сразу и четко знать, сколько они за свою работу получат, так и отсутствие у нее духовного поиска, нежелание следить за появлением значимых и интересных постановок в стране и в мире. Проблемы современного независимого театра не оставили участников равнодушными. И если большая часть аудитории мастер-класса, которая, как выяснилось, до фестиваля вообще ни разу не была в театре «АRTиШОК», все-таки посмотрит его спектакли, то это уже можно считать пусть небольшой, но все-таки победой независимого театра. В целом же, важны не только решение той или иной проблемы, но и сама постановка актуальных вопросов, которые прозвучали, были услышаны и дали людям пищу для размышлений.
Представитель творческой династии Михалковых, сын актрисы Натальи Аринбасаровой – Егор Кончаловский не понаслышке знаком с казахстанским кинематографом. В 2011 году совместно с казахстанскими коллегами он снимал картину об афганской войне «Возвращение в «А», которая была номинирована на премию «Оскар», а в 2012-м под его общим руководством к юбилею казахстанской столицы был снят художественный фильм «Сердце мое – Астана», состоящий из 10 киноновелл. Кстати, подобный фильм планировалось затем сделать и об Алматы, но, как пояснил на своей творческой встрече Егор Кончаловский, – «кризис». Впрочем, планы по созданию этого фильма не отменились, а лишь отложились на неопределенный срок. «В Казахстане очень серьезная традиция кино, – считает Егор Кончаловский. – В Советском Союзе были различные кинематографические школы, и казахская школа одна из самых мощных. Если говорить о современном казахстанском кино, то у вас научились хорошо снимать, но чему еще предстоит научиться – это работе с прокатчиками. Это точно такая же профессия, которую необходимо осваивать, так как многие хорошие фильмы попросту не доходят до зрителей. У вас не умеют продавать кино. Я имею в виду продавать в хорошем смысле слова. Ведь что такое касса? Касса – это то, сколько людей посмотрели фильм. Сам я хотел бы сделать картину о царице Томирис. Вынашиваю этот исторический проект. Я интересуюсь историей Казахстана, ведь часть моих корней здесь, на этой земле».
Завершил фестиваль концерт инструментальной музыки с участием деятелей искусств Тюркского мира с красноречивым названием «Музыка кобыза звучит по всему свету», в котором приняли участие Гюрдал Ирфан из Турции, Шехрияр Мусаев из Азербайджана, Юлиана Кривошапкина из России, Уранчимег Одонтунгалаг из Монголии, Айнур Бердикулова из Кыргызстана, Акерке Тажибаева, представляющая Казахстан, а также музыкальная группа Art family house и струнный квартет Alla Bravo. «Я восхищена тем, что в Казахстане в различные творческие сферы стараются привлекать именно молодежь и что для этой цели создана такая прекрасная площадка, как фестиваль «ЖасStar». Программа фестиваля очень насыщенна, и мне самой было очень интересно поучаствовать в ней и узнать много нового и интересного для себя», – отметила гостья из Якутии Юлиана Кривошапкина.
В целом фестиваль «ЖасStar» стал не только площадкой для обмена опытом и знаниями, но и местом, где можно завести знакомства, помогающие дальнейшему творческому сотрудничеству и созданию совместных проектов. А также, что очень важно, казахстанская молодежь получила достаточно сильную мотивацию к дальнейшему развитию, творческому поиску, повышению своего профессионального уровня. Ведь успех знаменитых соотечественников и их творческие заслуги, несомненно, добавили уверенности тем, кто только начинает свой путь в искусстве и мечтает реализоваться в творчестве.