Когда в 1798 году Наполеон привел войска в Египет, его армия состояла не только из солдат и офицеров. Вместе с ними шли отряды ученых: физиков, ботаников, архитекторов, филологов. Перед ними была поставлена простая задача – изучить Египет, «записать» его. Военная экспедиция не увенчалась успехом, но благодаря талантам Бонапарта удерживалась на местности несколько лет, а ученые все работали и работали… Их исследования вызовут в Европе волну интереса к истории Древнего Египта, во многом благодаря которой сегодня мы знаем о нем столько, сколько знаем.
Литературовед Эдвард Саид в своей книге «Ориентализм» назвал этот случай одним из первых в истории, когда власть и знание пересеклись под таким странным углом, а пишущее перо стало немного напоминать ружье: ведь те ценные сведения о Египте всегда будут нести на себе отпечаток образа мысли его французских завоевателей.
В эту же схему могут вписаться еще множество других исторических периодов. Один из них – так называемая «Большая игра». Таким романтическим термином до сих пор называют дипломатические отношения между Российской и Британской империями на протяжении всего девятнадцатого века, когда державы конкурировали между собой за господство в Центральной Азии. Так вот, пока одни бравые джентльмены разъезжали по степи в облачениях мулл и караванщиков и плели свои интриги при дворах среднеазиатских ханов, другие совмещали свою службу с научной деятельностью: картографировали местность, изучали животных и растения, описывали местные ритуалы и обычаи.
Один из них, Фрэнсис Янгхасбенд, английский шпион, путешественник и писатель, уроженец Британской Индии, который большую часть жизни провел в разъездах по Азии от Кашмира до Тибета, решил вместе с другими видными «игроками» в «Большую игру» основать в 1901 году в Лондоне так называемое Среднеазиатское общество. Господа хотели заручиться местом, где люди, имеющие опыт в вопросах политики региона, могли бы встречаться и обсуждать последние новости о предмете их интереса. «Поднимая при этом вопросы не только политического характера, но и экономического, географического, а также научного», – подчеркивал Янгхасбенд в самой первой программе общества. Идея разошлась по друзьям и знакомым сооснователей, и группа первых членов общества была собрана. Вскоре Янгхасбенд умчался в очередную деловую поездку в Тибет, а общество продолжало работать. Проводились регулярные лекции с прямыми и простыми названиями вроде «Дороги в Кашгарию» или «Военные операции в транскаспии» в 1925 году, «Бедуины северной Аравии» в 1934-м. С течением времени пополнялся и архив общества: офицеры, служившие в Азии, завещали обществу рукописи своих сочинений, люди жертвовали редкие книги библиотеке, в интерьерах комнат, которые общество арендовало у здания Королевского азиатского общества оседали диковинные сувениры. Время шло, «Большая игра» и притязания на Среднюю Азию были сняты с повестки из-за Первой мировой войны, а Среднеазиатское общество все продолжало существовать.
На смену игрокам в «Большую игру» пришли следующие поколения. Ничего не стоит на месте, и время превратило тех людей, что стояли у истоков создания общества, в важные исторические фигуры, и новые поколения приходили теперь для того, чтобы изучить уже их наследие. Общество становилось не только местом для обсуждения идей, новостей и мыслей, но и местом для простого общения. Большинство из тех офицеров, кто служил в Средней Азии, были выходцами из колониальных английских поселений в Индии. Многие из них даже не могли в полной мере назвать Британские острова своим домом, потому что бывали там очень редко. Культура и идентичность таких семей отличалась от той, что царила в семьях, которые много поколений жили в метрополии, поэтому они стремились в общество, чтобы пообщаться с похожими на них людьми, разделяющими их интересы и жизненный опыт. В 1975 году Среднеазиатское общество было переименовано в Королевское общество по азиатским делам, для того чтобы обозначить, что сфера интересов расширилась и стала включать в себя всю Азию, от Ближнего Востока до Японии. Общество существует по сей день, сегодня оно занимает несколько комнат в офисном помещении недалеко от крупной станции метро «Виктория».
Деятельность и направление общества с течением времени приобрели образовательный характер. Общество по-прежнему устраивает ежемесячные лекции, где спикеры – исследователи, дипломаты, писатели, говорят о политике, истории или искусстве стран Азии. Члены общества собираются на ежегодный официальный ужин в историческом центре Лондона. Совет общества регулярно собирается, чтобы обсудить организационные вопросы.
Общество функционирует как образовательно-благотворительное учреждение и не спонсируется государством, а существует исключительно на деньги с членских взносов. Всего два сотрудника работают на платной основе и полный рабочий день. Бо′льшая часть работы, включая организацию лекций, поддержку архива и библиотеки, управление внешними связями и кураторство проектов совместных с другими организациями, делается волонтерами.
Одна из них миссис Мэрилин Хайуэлл-Джонс, она приходит в офис два дня в неделю. Миссис Хайуэлл-Джонс отвечает за поддержание архива, помогает студентам и исследователям, которые приходят изучать документы.
– Что меня сюда привело? В первую очередь семейные связи. Мой прапрадед отправился в Индию, чтобы помочь развивать там печатную промышленность. Это было время, когда только изобрели телеграф, и поэтому тексты выпусков газеты «Таймс оф Индия» английские издательства теперь могли напрямую высылать в индийские типографии, а не везти на кораблях большие блоки для печати. Прапрадед так и остался в Индии, и последующие поколения нашей семьи даже не были в Англии. Мой отец стал первым ребенком, которого отправили учиться в английскую школу. Сама я выросла в Британской Малайе и в Англию приехала подростком. Мой муж был военным, и нам пришлось изрядно поездить по Ближнему Востоку.
Общество для меня скорее возможность поддерживать отношения со знакомыми и друзьями, чем строгая обязанность. Это, в общем, и было целью его создания. Мы стараемся поддерживать связь между собой, а также сохранять и распространять знания о Востоке и Азии, не вдаваясь в политику. Поэтому не принимаем в члены дипломатов или парламентариев. На годовой ужин, правда, высылаем приглашения в посольства, но никому не отдаем предпочтения.
Софи Ибботсон – самый молодой представитель в совете общества. Она часто бывает в Бишкеке по работе, а еще редактировала несколько путеводителей по Казахстану и Афганистану.
– В совете на меня надеются как на голос молодого поколения, – смеется Софи, – там ведь все довольно пожилые. Я пытаюсь привлекать спикеров для лекций на интересные современные темы, которые были бы интересны молодежи. Вот недавно у нас было введение в Индонезийский кинематограф. Еще устраиваем турпоездки в Центральную Азию или Индию. Здорово приобщиться к историческим местам, а для некоторых это способ увидеть места, откуда родом их предки.
Поговорив с представителями сообщества, я задумалась. Что было бы если бы данного общества не существовало? Публичных лекций на самые разные темы, включая историю и политику стран Азии, и так хватает в лондонских университетах и библиотеках. Все документы из архива, которым так гордится общество, спокойно нашли бы пристанище в Национальном британском архиве. Но вот дух времени и приятное чувство связи поколений, которые там царят, вряд ли найдешь где-то еще.
Когда я рассматривала там книги в библиотеке и документы из архива для моего проекта, который и привел меня в Королевское общество по азиатским делам, меня не покидало чувство, будто я читаю роман, написанный по мотивам моей жизни, но совсем не обо мне. Полки полны теней и отголосков каких-то реальных настоящих событий, как те труды, что написали французы о Египте. Вот воспоминания об афганских войнах, размышления о «Большой игре», мемуары Янгхасбенда. Среди этого вороха букв должна была быть и история наших с вами предков, но через чужие могущественные великодержавные очки ее почти не разглядеть. Так что, если по теории Саида пишущее перо имеет силу сравнимую с ружьем, то, чтобы оно было эффективным, лучше иметь свое.
публикация из журнала "Центр Азии"
май-июнь 2014
№ 3 (91)